Бахчисарай… Об этом небольшом городе, расположенном в юго-западной части Крымского полуострова, знают во многих уголках нашей Родины и далеко за ее пределами. Чем же привлекает он сотни тысяч туристов и экскурсантов, ежегодно приезжающих сюда из разных мест нашей страны и из-за рубежа? Ответить на этот вопрос нетрудно. Гений А. С. Пушкина, чье воображение пленили крымские легенды, окружил Бахчисарай ореолом романтичности. И все, кто знаком с бессмертными строками великого поэта о Бахчисарайском фонтане, кто видел балет Б. В. Асафьева и полотна художников, на которых запечатлен образ восточного города, стремятся посетить его, стремятся прикоснуться к этой древности, сохранившейся в кривых улочках старого Бахчисарая.
Старый город расположен в живописном ущелье, окаймленном отвесными скалами, которые «помнят» то время, когда 40—50 тысяч лет назад в нынешнем Бахчисарайском ущелье поселился первобытный человек. Пять тысяч лет назад над прахом усопших вождей рядовые члены племени ямной, кеми-обинской, катакомбной и срубной культур насыпали земляные курганы; оседлые потомки тавров, скифов и сарматов возводили на скалистых плато свои первые незатейливые жилища, давая тем самым начало средневековым городам-крепостям Эски-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале. В начале XVI века татарский хан Менгли-Гирей приказал возвести для себя дворец «Бахчисарай», положив начало городу и дав ему название. В течение почти трех столетий Бахчисарай был столицей Крымского ханства, войска которого многократно опустошали пограничные славянские земли. За спиной ханства на протяжении многих лет стояла мощная султанская Турция. В 1768—1774 годах в русско-турецкой войне Турция потерпела поражение, а Крымское ханство стало независимым, однако оно просуществовало недолго. В 1783 году хан Шагин-Гирей отрекся от престола и в этом же году Крым был присоединен к России. Это имело большое прогрессивное значение для культурного и экономического развития края.
Самой выдающейся достопримечательностью в старом Бахчисарае является бывший Ханский дворец, или как его называли «дворец среди садов», описанию которого посвящены многочисленные труды историков, археологов, искусствоведов. Дворец создавался руками итальянских, иранских, русских мастеров. Он много раз реставрировался и перестраивался. В начале XVI века были выстроены и богато украшены Зал совета и суда, Малая дворцовая мечеть и портал Алевиза—шедевр итальянского зодчества эпохи Ренессанса. В XVII—XV1I1 веках у Ханского дворца появился второй этаж с Посольским залом, Кофейной комнатой и личными апартаментами хана. Неповторимы Соборная мечеть (Биюк-хан-Джами), увенчанная двумя остроконечными минаретами, Летняя беседка, Золотой кабинет и многочисленные постройки ханского гарема. Но одно из самых привлекательных творений в старом Бахчисарае— это замечательный памятник архитектуры малых форм — «Фонтан слез» (1764) иранского художника и архитектора Омера.
Если бы можно было воскресить прошлое, многое бы поведал Ханский дворец!
Дворец сгорел в 1736 году и вновь отстроен и реставрирован в конце XVIII века князем Потемкиным для приема Екатерины II. Таким он и сохранился до наших дней.
В окрестностях Бахчисарая сохранились интереснейшие памятники крымского средневековья. Успенский пещерный монастырь и город-крепость Чуфут-Кале.
И город вымер. Здесь и там
Остатки башен по стенам,
Кривые улицы, кладбища,
Пещеры, рытые в скалах,
Обломки, камни, пыль и прах…
Такую поэтическую картину покинутого города нарисовал поэтА. К. Толстой в стихотворении «Чуфут-Кале».
Сегодняшний Бахчисарай — это, по существу, два города: старый, о котором мы уже упомянули выше, и новый. Новый — это четко спланированные кварталы, широкие, обсаженные молодыми деревцами улицы, пятиэтажные здания со всеми современными удобствами.
С Бахчисараем неразрывно связано творчество многих советских художников — А. Куприна, П. Кончаловского, К. Богаевского, Н. Яновского-и др.
Художником Юрием Химичем сначала была создана серия акварелей, отображающих архитектуру Бахчисарая. Его интересовала тогда главным образом «чистая архитектура» — фрагменты фасада дворца, дворики, интерьеры…
В 60-е годы архитектурный пейзаж Химича стал более выразительным, образным. Некоторая гиперболизация, условность декоративной трактовки темы пришли на смену документально-художественным акварелям прошлых лет. Представленные в подборке открыток произведения относятся к последнему циклу, когда художник стал еще больше обобщать форму, цвет, трактуя мотивы города еще более образно, передавая главное, отсеивая менее значительное, второстепенное.
Просматривающий серию работ Юрия Химича, несомненно, захочет побродить по кривым средневековым улочкам, полюбоваться кружевным черепичным ковром Ханского дворца, острыми пиками минаретов, добраться до подножия причудливых скал, чтобы оттуда осмотреть приютившийся в ущелье городок.
И. Лобода
1977. Ю.И. Химич. Бахчисарай. Воскресенье
(Visited 33 times, 1 visits today)
Прочитайте ещё...
1977. Ю. Химич – 10. Бахчисарай. Магазины – о112
1977 г. Художник Ю.И. Химич. 10. Бахчисарай. Магазины.
Советская почтовая открытка
Издательство "Изобразительное искусство". 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. […]
1977. Ю. Химич – 11. Бахчисарай. Дворцовые постройки – о111
1977 г. Художник Ю.И. Химич. 11. Бахчисарай. Дворцовые постройки.
Советская почтовая открытка
Издательство "Изобразительное искусство". 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. […]
1977. Ю. Химич – 16. Бахчисарай. Дворец и скалы – о107
1977 г. Художник Ю.И. Химич. 16. Бахчисарай. Дворец и скалы.
Советская почтовая открытка
Издательство "Изобразительное искусство". 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. […]
1977. Ю. Химич – 9. Бахчисарай. Крыши – о106
1977 г. Художник Ю.И. Химич. 9. Бахчисарай. Крыши.
Советская почтовая открытка
Издательство "Изобразительное искусство". 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. […]
1977. Ю. Химич – 1. Бахчисарай. Въезд в город – о105
1977 г. Художник Ю.И. Химич. 1. Бахчисарай. Въезд в город.
Советская почтовая открытка
Издательство "Изобразительное искусство". 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. […]
1977. Ю. Химич – 2. Бахчисарай. Вечер – о104
1977 г. Художник Ю.И. Химич. 2. Бахчисарай. Вечер.
Советская почтовая открытка
Издательство "Изобразительное искусство". 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. […]
1977. Ю. Химич – 4. Бахчисарай. Серый день – о102
1977 г. Художник Ю.И. Химич. 4. Бахчисарай. Серый день.
Советская почтовая открытка
Издательство "Изобразительное искусство". 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. […]
1977. Ю. Химич – 6. Бахчисарай. Две мечети – о100
1977 г. Художник Ю.И. Химич. 6. Бахчисарай. Две мечети.
Советская почтовая открытка
Издательство "Изобразительное искусство". 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. […]
1977. Ю. Химич – 8. Бахчисарай. Улица. Солнечный день – о98
1977 г. Художник Ю.И. Химич. Бахчисарай. Улица. Солнечный день.
Советская почтовая открытка
Издательство "Изобразительное искусство". 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. […]
Лиляна Петрович – Что мне делать (1976 г.)
ПОЁТ ЛИЛЯНА ПЕТРОВИЧ (Югославия)
ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ
(Л. Петрович)
На сербскохорватском языке
Вокально-инструментальный ансамбль "Адамов" п/у Й. […]
Харри Лехисте “Наша святая обязанность” (1963 г.)
Аугуст Сакк, кладовщик утильсырья, сортировал поступивший металлолом, когда в ворота влетел «газик» соседнего колхоза «Сангар». Из машины вышел тракторист Паю и сказал:
— Слушай, […]
Карел Готт – “AMORE MIO” (1978 г.)
KAREL GOTT - ROMANTIKA
Карел Готт
AMORE MIO
Joe Sentieri - Marus Pacher/Jaroslav Machek
Arr. R. Rokl
VELKY ORCHESTR PRAGOKONCERTU
ridl. MILIVOJ UZELAC a LADISLAV […]
1974. Валаам – 14. Никоновская бухта. Острова – о28
1974. Валаам - 14. Никоновская бухта. Острова.
Советская мини открытка.
Изокомбинат "Художник РСФСР" Автор Т. Цариковская. Художник И. Чагина. Редактор И. Никифоровская. з. 46, […]
Иосиф Кобзон – “ПЕСНЯ МОЯ, ЛЮБОВЬ МОЯ” (1970 г.)
ИОСИФ КОБЗОН
ПЕСНЯ МОЯ, ЛЮБОВЬ МОЯ
(И. Цанков - русский текст О. Гаджикасимова)
Запись с пластинки 1970-го года.
Многие песни, получившие широкую популяр ность в […]
1978. Азбука – Ы (МартЫшка) – о62
Ы. Мартышка
АЗБУКА. Художник Г. Храмцова. Советская открытка.
Издательство "Изобразительное искусство", 1978.
Тираж 300 000. 2124311. Зак. 1726. […]
Иосиф Кобзон – “ДОВЕРЧИВАЯ ПЕСНЯ” (1970 г.)
ИОСИФ КОБЗОН
ДОВЕРЧИВАЯ ПЕСНЯ
(А. Островский - Л. Ошанин)
Запись с пластинки 1970-го года.
Многие песни, получившие широкую популяр ность в нашей стране, прозвучали […]
Алекс Сильванни – “ВЕЧЕРОМ В СУББОТУ” (1978 г.)
АЛЕКС СИЛЬВАННИ
электроорган
ВЕЧЕРОМ В СУББОТУ
Sabato Pomeriggio (C. Baglioni - A. Coggio)
Изготовлено по лицензии фирмы HISPAVOX, Испания
Запись с советской […]
Иосиф Кобзон – “НЕТ, НЕ ПРОШЛА ВЕСНА” (1970 г.)
ИОСИФ КОБЗОН
НЕТ, НЕ ПРОШЛА ВЕСНА
(Я. Френкель - И. Гофф)
Запись с пластинки 1970-го года.
Многие песни, получившие широкую популяр ность в нашей стране, прозвучали […]
Вадим Мулерман – “ПРИСНИСЬ” (1979 г.)
ВАДИМ МУЛЕРМАН
ПРИСНИСЬ
(Н. Крупышев - Я. Гальперин)
Ансамбль "Ребята с Арбата"
Художественный руководитель Вадим Мулерман
Известность пришла к Вадиму Мулерману к […]
Лили Иванова – “Романс” (1976 г.)
ЛИЛИ ИВАНОВА
Романс
(Л. Иванова - Иля Вельчев)
РОМАНС
В аранжировке: М. Щерева
Сопровождает Эстрадный оркестр, дирижер М. Щерев
Балкантон. BTA 1897 БДС […]
Анне Вески “Озорной день” (1983 г.)
АННЕ ВЕСКИ и "Мюзик-Сейф"
ПОЕТ АННЕ ВЕСКИ
ОЗОРНОЙ ДЕНЬ
(А.Оя - Х. Кяо)
Ансамбль "Мюзик-сейф"
На эстонском языке
Звукорежиссер М. Кярмас. Редактор М. […]
Тереза Тутинас “NIE JEST ŹLE”
TERESA TUTINAS
NIE JEST ŹLE
It Isn't Bad
(K. Komeda — A. Osiecka)
“Warszawskie Smyczki” pod dyr. M. Sewena
Rezyser nagrania - W. Pietowski
Operator dzwieku - H. […]
Иосиф Кобзон – “ЭЙ, УХНЕМ” (1970 г.)
ИОСИФ КОБЗОН
ЭЙ, УХНЕМ
(А. Колкер - К. Рыжов)
Запись с пластинки 1970-го года.
Многие песни, получившие широкую популяр ность в нашей стране, прозвучали впервые в […]
24 Июл 2020
1977. Ю. Химич – 12. Бахчисарай. Дворец-музей. Закат – о110
1977 г. Художник Ю.И. Химич. 12. Бахчисарай. Дворец-музей. Закат.
Советская почтовая открытка
Издательство “Изобразительное искусство”. 1977
4-358. Тираж 100 000. КПК. . 2286. 2124311
ДВОРЕЦ СРЕДИ САДОВ
Бахчисарай… Об этом небольшом городе, расположенном в юго-западной части Крымского полуострова, знают во многих уголках нашей Родины и далеко за ее пределами. Чем же привлекает он сотни тысяч туристов и экскурсантов, ежегодно приезжающих сюда из разных мест нашей страны и из-за рубежа? Ответить на этот вопрос нетрудно. Гений А. С. Пушкина, чье воображение пленили крымские легенды, окружил Бахчисарай ореолом романтичности. И все, кто знаком с бессмертными строками великого поэта о Бахчисарайском фонтане, кто видел балет Б. В. Асафьева и полотна художников, на которых запечатлен образ восточного города, стремятся посетить его, стремятся прикоснуться к этой древности, сохранившейся в кривых улочках старого Бахчисарая.
Старый город расположен в живописном ущелье, окаймленном отвесными скалами, которые «помнят» то время, когда 40—50 тысяч лет назад в нынешнем Бахчисарайском ущелье поселился первобытный человек. Пять тысяч лет назад над прахом усопших вождей рядовые члены племени ямной, кеми-обинской, катакомбной и срубной культур насыпали земляные курганы; оседлые потомки тавров, скифов и сарматов возводили на скалистых плато свои первые незатейливые жилища, давая тем самым начало средневековым городам-крепостям Эски-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале. В начале XVI века татарский хан Менгли-Гирей приказал возвести для себя дворец «Бахчисарай», положив начало городу и дав ему название. В течение почти трех столетий Бахчисарай был столицей Крымского ханства, войска которого многократно опустошали пограничные славянские земли. За спиной ханства на протяжении многих лет стояла мощная султанская Турция. В 1768—1774 годах в русско-турецкой войне Турция потерпела поражение, а Крымское ханство стало независимым, однако оно просуществовало недолго. В 1783 году хан Шагин-Гирей отрекся от престола и в этом же году Крым был присоединен к России. Это имело большое прогрессивное значение для культурного и экономического развития края.
Самой выдающейся достопримечательностью в старом Бахчисарае является бывший Ханский дворец, или как его называли «дворец среди садов», описанию которого посвящены многочисленные труды историков, археологов, искусствоведов. Дворец создавался руками итальянских, иранских, русских мастеров. Он много раз реставрировался и перестраивался. В начале XVI века были выстроены и богато украшены Зал совета и суда, Малая дворцовая мечеть и портал Алевиза—шедевр итальянского зодчества эпохи Ренессанса. В XVII—XV1I1 веках у Ханского дворца появился второй этаж с Посольским залом, Кофейной комнатой и личными апартаментами хана. Неповторимы Соборная мечеть (Биюк-хан-Джами), увенчанная двумя остроконечными минаретами, Летняя беседка, Золотой кабинет и многочисленные постройки ханского гарема. Но одно из самых привлекательных творений в старом Бахчисарае— это замечательный памятник архитектуры малых форм — «Фонтан слез» (1764) иранского художника и архитектора Омера.
Если бы можно было воскресить прошлое, многое бы поведал Ханский дворец!
Дворец сгорел в 1736 году и вновь отстроен и реставрирован в конце XVIII века князем Потемкиным для приема Екатерины II. Таким он и сохранился до наших дней.
В окрестностях Бахчисарая сохранились интереснейшие памятники крымского средневековья. Успенский пещерный монастырь и город-крепость Чуфут-Кале.
И город вымер. Здесь и там
Остатки башен по стенам,
Кривые улицы, кладбища,
Пещеры, рытые в скалах,
Обломки, камни, пыль и прах…
Такую поэтическую картину покинутого города нарисовал поэтА. К. Толстой в стихотворении «Чуфут-Кале».
Сегодняшний Бахчисарай — это, по существу, два города: старый, о котором мы уже упомянули выше, и новый. Новый — это четко спланированные кварталы, широкие, обсаженные молодыми деревцами улицы, пятиэтажные здания со всеми современными удобствами.
С Бахчисараем неразрывно связано творчество многих советских художников — А. Куприна, П. Кончаловского, К. Богаевского, Н. Яновского-и др.
Художником Юрием Химичем сначала была создана серия акварелей, отображающих архитектуру Бахчисарая. Его интересовала тогда главным образом «чистая архитектура» — фрагменты фасада дворца, дворики, интерьеры…
В 60-е годы архитектурный пейзаж Химича стал более выразительным, образным. Некоторая гиперболизация, условность декоративной трактовки темы пришли на смену документально-художественным акварелям прошлых лет. Представленные в подборке открыток произведения относятся к последнему циклу, когда художник стал еще больше обобщать форму, цвет, трактуя мотивы города еще более образно, передавая главное, отсеивая менее значительное, второстепенное.
Просматривающий серию работ Юрия Химича, несомненно, захочет побродить по кривым средневековым улочкам, полюбоваться кружевным черепичным ковром Ханского дворца, острыми пиками минаретов, добраться до подножия причудливых скал, чтобы оттуда осмотреть приютившийся в ущелье городок.
И. Лобода
Прочитайте ещё...